«Интеллектуальный сатанизм» главного борца с модерном
Продолжение цикла, посвящённого анализу и оценке идей А.Г. Дугина:
Первая статья — «Является ли Дугин русским традиционалистом?»
Вторая статья — «Дугин как “анти-консерватор”»
Третья статья — «“Четвёртая политическая теория”» Дугина как постмодернизм: означающее почти без означаемого»
Четвёртая статья — «Социология Александра Дугина. Архаичные сновидения и воображение, которое создает мир»
Пятая статья — «Социологическое фэнтези Александра Дугина, созданное воображением»
Шестая статья – «Социология Александра Дугина: подводя предварительные итоги»
Седьмая статья – «Концепция археомодерна А.Г.Дугина»
Восьмая статья – «В чем причина успеха Дугина? Гипотеза»
Девятая статья – «Феномен Дугина – следствие поражения Русской партии»
Десятая статья – «Откуда вышел Дугин: макабр и демоны Южинского кружка»
Одиннадцатая статья – «Его университеты: где Дугин получил свое настоящее высшее образование»
Двенадцатая статья – «Дугин и “отец всех шатунов”»
А что неразумнее гордящихся посвященностью в тайны демонов и их водительством над собственной мудростью? Мы ведь говорим сейчас не о всякой философии самой по себе, а только о философии подобных людей. Если, по Павлу, никто не может «пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1Кор.10:21), то как можно обладать мудростью Божией и вдохновляться демонами? Не бывает такого, не бывает.
Григорий Палама. Триады. I. 1. 16.
Одна из крайне важных категорий для понимания как фундаментального измерения, так и генезиса воззрений Александра Дугина, – это так называемый путь левой руки. Он обозначает своего рода центральную духовную дугинско-южинскую установку, очень своеобразно понимаемый духовно-экзистенциальный подвижнический путь довольно-таки имморалистического характера. Представления об этом «пути» Дугин во многом позаимствовал еще в молодости у ведущих деятелей Южинского кружка и из книг определенной направленности, которые они советовали читать и изучать. Главное в этом пути, если говорить очень коротко, – выход за пределы, «радикальный опыт» и прорыв к трансцендентному и запредельному, а через добро или зло на этом пути предстоит пройти – вопрос уже вторичный.
О «пути левой руки» Дугин более или менее открыто писал вплоть до конца 1990-х годов. Несмотря на свою малую афишируемость, это понятие многое объясняет в дугинских построениях и в том, что они собой представляют по духу, что вообще лежит в их основе. Это своего рода теоретическая база или оправдание разного «эксцессов», допускавшихся нашим автором в разные периоды своей деятельности: сюда включаются принятие разного рода отступлений от нравственных норм, политический экстремизм, сатанодицея (т.е. оправдание дьявола в рамках традиционалистского холистского подхода, например, в его «Философии традиционализма») и т. д.
Лишь в «свете» категории «пути левой руки» можно на самом деле понять многие эпатажные высказывания Дугина. Без неё невозможно объяснить занятия Дугиным национал-большевизмом, тот факт, что он стал в первой половине 1990-х соратником Эдуарда Лимонова, и более того, как говорят, имел в лимоновской партии билет № 2.
Теоретическим и идеологическим оправданием этого дугинского периода является, в частности, его книга «Тамплиеры пролетариата» (1997). Ее последняя глава этой книги «Губернатор всё ещё жив» восторженно описывает «святых убийц» – террористов-эсеров начала XX века во главе с Борисом Савинковым.
Идеологию Савинкова наш герой описывает во многом в мамлеевской терминологии и мамлеевских понятиях: с его слов сознательное стремление террористов к смерти всеобъемлюще и имеет запредельный метафизический характер, где убить и есть средство перейти в истинно метафизическую область. Убить и умереть означает одно и то же: выйти за пределы профанного существования, и поэтому теракт – это принесение жертвы на алтарь великого метафизического вопроса. Дугин пишет:
«Террор оправдывается у Савинкова не апелляциями к “общественному благу”, “справедливости”. Воспаленная душа террориста ставит вопрос более глобально, более радикально — что такое смерть? Если она неизбежна для живых существ, в праве ли мы откладывать далее свидание с ней?
<…>
Гениальная интуиция единства Смерти по ту сторону фиктивного дуализма палача и жертвы. Убивать и умирать — это одно и то же. Но добровольно убивать-умирать означает не просто подчиниться всепоглощающей стихии смерти в качестве объекта, но вступить в активный диалог с Ней, начать ухаживание, сватовство, в пределе осуществить Брак.
“Убить” для русского террора значит разрешить глубинный мучительный философский вопрос Бытия»1.
Тут же эту псевдорелигиозную, сектантскую и еретическую метафизику Дугин называет православной, русской и подлинно национальной:
«Революционный террор существовал и на Западе. Но французские (шире, европейские) анархисты – это нечто совсем иное. У них иная культурная, духовная среда. Зная фатальную ограниченность французов, да и вообще людей Запада, – их одномерность, мелкоту, убогую рациональность, – можно себе представить, что и террор в Европе имеет столь же поверхностный, узко рациональный смысл. Убить, чтобы решить социальные вопросы; убить, чтобы заявить о своих политических взглядах.
И только.
Русский убивает иначе. За ним глубинный пласт национальной православной метафизики, вся трагическая драма апокалипсиса, раскола, страдания, истерически и пронзительно осознанного христианского парадокса»2 (курсив мой. – Ю.П.).
«Пронзительно осознанный христианский парадокс» здесь по Дугину, видимо то, что стояло за эсеровским террором, убийцей великого князя Сергея Александровича Иваном Каляевым и террористом Савинковым. Еретически-гностическая подкладка в духе раннего Георга Лукача такого с позволения сказать христианства тут очевидна.
Свое высшее оправдание «путь левой руки» как путь к великой святости через извращения и преступления, такой вот «выход за пределы» находит свое оправдание и обоснование у Дугина в сакральном принципе холизма или целостности. Дугин пишет о нем, например, а «Философии традиционализма» (2002). Он там подчеркивает, что, согласно этому принципу, речь идет «не о жестком этическом противопоставлении “добра” и “зла”, “хорошего” и “плохого”, но о некоем взаимодополняющем комплексе элементов, которые едва ли уместно жестко противопоставить»3.
Согласно «пути левой руки», вытекающему из дугинского принципа холизма, в метафизике нет абсолютно белого и абсолютно чёрного, абсолютного добра и абсолютного зла. Дьявол или сатана как олицетворение всего «левого» и «неправого» по Дугину в рамках холистского языка Традиции не совсем противостоит Богу, как это представляется со слов Дугина экзотерическим религиям. Вообще религия по Дугину как феномен вторична в сравнении с Традицией, это усечённая сакральность. А в сакральности полноценной, гиперборейской сатана является необходимым элементом холистского ансамбля, его существование амбивалентно, и поэтому оправдано. Более того, между Богом и сатаной постулируется тайная симпатия:
«Можно сказать, что холистское мировоззрение (сам язык Традиции) основано на идее всевозможных метаморфоз. “Метаморфозы” (вспомним Овидия) — ключевой термин для понимания холистского ансамбля. Евгений Всеволодович Головин на примере герметической традиции, показывает дух, аромат того, что представляет собой традиционное метаморфическое представление о реальности. Холистский ансамбль предполагает, что вверху всегда содержится элемент низа, и наоборот. В свете есть элемент тьмы, во тьме — элемент света, и ни одна из этих реальностей (ни верх, ни низ, ни право, ни лево, ни Север, ни Юг) не может существовать без тайной симпатии, тайного альянса со своей собственной противоположностью. Этот альянс противоположностей создает специфическую динамику метаморфоз, и каждый элемент этого сакрального круга может быть перенесен в другую точку, изменить свое содержание.
Сущности холистского ансамбля подвижны, поэтому сам язык Традиции не знает персонификации богов или четко обозначенных личностей в мифах и легендах. Все перетекает во все»4.
«Евразийские девчонки-лесбиянки»
Всё это означает, что согласно дугинским глубинным метафизическим интуициям, между добром и злом нет непереходимых границ. Это означает, что «путь левой руки», путь всяких отклонений и «радикального опыта» в случае неординарных персон, «немасс», может быть оправдан и необходим. Вот как он это толкует уже в книге 2007 года «Поп-культура и знаки времени», отвечая на вопрос об отношении национал-большевистской партии, в руководстве которой Дугин был вплоть до весны 1998 года, к сексуальным меньшинствам, геям и лесбиянкам:
«Есть также неофициальное мнение. И не партии, а меня лично. Я считаю, что надо делить людей на массы и немассы. Массам предписано строгое соблюдение правил морали. И если массы отклоняются, то массы будут наказаны. Немассы: тут все сложнее. Человек не автомат, а сложный организм. Прежде чем он доползет до высот духа, его носит по разным мирам и крайностям, заносит куда угодно, и заведомо уберечься невозможно. Духовный путь не электричка. Поэтому ряд в высшей степени релевантных евразийских и консервативно-революционных персонажей — Клюев, Рембо, Кузьмин и т. д. были своеобразны в этом вопросе. Здесь нет партийной точки зрения, есть интуиции.
Стиль Евразии — гетеросексуализм. Это само собой складывается, без особых усилий.
Сегодня правы многие, кто думает, что элита на самом деле лишь извращенные представители масс. Это все более очевидно.
И совсем радикально: право на перверсию надо заслужить (курсив мой. – Ю.П.)»5.
Таким образом, фиксируем: для немасс, для духовной элиты это – можно, если они, как духовные избранники, прошедшие не просто трудным, а подвижническим «путем левой руки», заслужили право на перверсию, на извращения.
Всё это, конечно, как-то не слишком стыкуется с образом защитника традиционной морали и соавтора книги «Азбука традиционных ценностей»6.
Дугин высказывает приведенные выше суждения о геях и лесбиянках в своей прямо-таки восторженной статье о группе «Тату», участницы которой сделали лесбиянство своей торговой маркой и основой своего имиджа. Дугин же в 2007 году зачислил их в «число сторонников евразийского выбора», потому что они во время агрессии США против Ирака вышли на американские каналы в футболках «Х… войне!»:
«И снова мы перед дилеммой: да, мы не любим геев, мы виним за это проклятый Запад. Но если встанет вопрос: “С геями против США или с США против геев”, я, плюясь, выбираю геев»7.
Дугин, конечно, одновременно хитрил, когда говорил, что участницы ансамбля скорее всего на самом деле никакие не лесбиянки, что это только имидж, что лесбиянство вообще выдумали мужчины, что его не существует в действительности. Но за этим стоит не только стремление соблюсти хоть какие-то «традиционалистские» приличия, или желание, как сегодня говорится, «словить хайп», но одновременно и «южинское» убеждение, что немассам, элите – можно. Эти – заслужили.
Дугинская статья о евразийских сторонницах лесбийского образа жизни заканчивается в бравурных тонах:
«Короче, “Тату” — евразийский выбор. Мы оплачиваем издержки, мы расскажем девчонкам в гримерке о логике русской истории и об этногенезе Московского царства. Какого хрена вы о себе думаете так много, что отказываете другим в возможном обращении? Что с того, что “простые движенья”… Не согрешишь, не покаешься… Вперед, девчонки, смерть атлантизму. Орешкин, fuck off, козел… Только журнал “Oops”, только бронзовый загар глянцевой молодежи из нового русского “Luftwaffe”. Вы сказали “Летиция Каста?” Вы сказали “Филипп Киркоров?” Абсолютно верно! Sieg Heil!»8.
Число Зверя
Другой пример апологии Дугиным «пути левой руки» и его адептов – его внимательное и даже какое-то опасливо-уважительное отношение к, пожалуй, самому известному сатанисту XX века – Алистеру Кроули. Один из видных идеологов оккультизма, английский писатель и альпинист, художник и поэт, позиционировавший себя как чёрный маг и основатель религиозного течения Телемы, Кроули считал себя пророком, которому в начале XX века было предначертано вести человечество к Эону Гора. В своих магических практиках он самым активным образом использовал секс с партнерами разного пола, наркотики, иные извращения и «нехорошие излишества».
После полученного в 1904 году Кроули во время своего пребывания в Каире особого откровения от страшной «претергуманоидной сущности» — «демона Айвасса» – Кроули осознает себя «Зверем 666», о котором говорит Апокалипсис и выбирает себе имя «To Mega Therion» («Великий Зверь» по-древнегречески). Как объясняет Дугин в своем эссе «Человек с соколиным клювом», посвященном Кроули и напечатанном опять же в книге «Тамплиеры пролетариата», «сам Кроули считал, что Апокалипсис — это подлинно пророческая книга, которая совершенно точно описывает конец цикла, но дает ему моральные оценки с позиций самого христианства, т. е. той религии, которой суждено, по его мнению, исчезнуть вместе с концом “эона Озириса”. Следовательно, делает он вывод, негативные персонажи Апокалипсиса не так уж негативны, если взглянуть на них с позиций иного, нового эона. Тогда Вавилонская Блудница и Зверь предстанут пророком и его женской ипостасью, а не просто жалкими «сатанистами»9.
Одно из главных творений Кроули – «Книга закона», которую ему надиктовал как раз демон Айвасс. Перевод этой книги Дугин издает в своем альманахе «Конец света». Она излагает основы его так называемого учения Кроули – телемизма. Ее первый и главный закон – «Делай, что хочешь, это и будет твоим единственным законом» («Do what thou willst, that will be the whole of the law»).
Учение телемизма Алистера Кроули в самых общих чертах состоит в том, что цивилизация развивается в согласии с некоторыми циклами, каждый из них длится приблизительно 2 000 лет. Нынешнее человечество живет в конце «эона Озириса», эпохи «умирающего и воскресающего бога». Это эпоха патриархальной этики и представлений о божественном как о чем-то отвлеченном и моральном. Но якобы близится следующий цикл — «эон Гора», сына Озириса, с новыми религией и этикой. Теперь «божество» будет внутри человека: «Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда» («Книга Закона»). Никаких ограничений больше не будет, и наступит царство полной свободы.
Между двумя эонами есть особый период — «буря равноденствий», эпоха торжества хаоса, анархии, революций, катастроф и т.д. Этим смывается старый порядок и освобождается место для порядка нового. Согласно доктрине Кроули, «буря равноденствий» является позитивным моментом, который служители «эона Гора» должны приветствовать, приближать и использовать. Поэтому, в частности, Кроули поддерживал в политике все подрывные, по его мнению, тенденции: коммунизм, нацизм, анархизм, радикальный национализм и др.
То есть, Дугин ценит Кроули в рамках своего консервативно-революционных воззрений как свидетельство радикального метафизического бунта против уходящего мира. Он многозначительно пишет в заключение своего эссе:
«”Эон Гора”, как его описывает Кроули в “Книге Законов”, очень напоминает не только оккультистские утопии теософов и современных поклонников “New Age”, но и то будущее, которое виделось Гитлеру и некоторым социалистам (а мы помним о симпатиях Дугина и других деятелей Южинского кружка к фашизму и нацизму – Ю.П.). Эзотеризм, культура, авангардное искусство, психоделика и радикальная политика были тесно переплетены в личности Алистера Кроули. В каком-то смысле он может быть назван символом XX века. Мистик-бунтарь. Революционер-политик. Дэнди-альпинист. Астролог-психоаналитик. Сексуальный извращенец и практик тантризма. Религиозный фанатик и циничный скептик. Мистификатор, актер, ищущий известности, и культиватор тайных знаний. Наркоман-практик и врачеватель.
Зверь»10.
Однако, все же, как именно Дугин обосновывает «путь левой руки»? Каковы его отличительные характеристики, и чем он отличается от благонамеренного, но скучного «экзотерического» «пути Правой руки»?
Продолжение следует
1 Дугин А. Г. Тамплиеры пролетариата. Москва: Арктогея, 1997. С. 319.
2 Там же. С. 319–320.
3 Дугин А.Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-центр, 2002. С. 199.
4 Там же. С. 104.
5 Дугин А.Г. Поп-культура и знаки времени. СПб.: Амфора, 2005. С. 47–48.
6 Дугин А. Г., Малофеев К. В. Ткачев А., прот. Азбука традиционных ценностей. М., 2023. 96 с.
7 Дугин А.Г. Поп-культура и знаки времени. СПб: Амфора, 2005. С. 51.
8 Дугин А.Г. Там же. С. 53.
9 Дугин А. Г. Тамплиеры пролетариата. Москва: Арктогея, 1997. С. 174.
10 Там же. С. 176.
Редакционный комментарий
Юрий Пущаев продолжает свое интеллектуальное расследование философского творчества Александра Дугина. В нынешнем, тринадцатом по счету материале он касается наиболее опасных, с религиозной точки зрения, сюжетов – а именно заигрывания главного борца с модерном с тем, что можно назвать «интеллектуальным сатанизмом», с тем, что сам автор «Ноомахии» называет «путем левой руки». Дугин полагает, что этот путь для немногих, для представителей философской и художественной богемы, имеющих право отринуть «традиционные ценности» ради возвышения над обыденностью. Как писал сам мыслитель, «право на перверсию надо заслужить». Вообще, мир, в котором либералы и консерваторы тайно соперничают за свой приоритет в «праве на перверсию», требует своего Хаксли, Оруэлла или Пелевина.
Обсуждение
Пишите нам свое мнение о прочитанном материале. Во избежание конфликтов offtopic все сообщения от читателей проходят обязательную премодерацию. Наиболее интересные и продвигающие комментарии будут опубликованы здесь. Приветствуется аргументированная критика. Сообщения: «Дурак!» – «Сам дурак!» к публикации не допускаются.
Без модерации вы можете комментировать в нашем Телеграм-канале, а также в сообществе Русская Истина в ВК. Добро пожаловать!
Также Вы можете присылать нам свое развернутое мнение в виде статьи или поста в блоге.
Чувствуете в себе силы, мысль бьет ключом? Становитесь нашим автором!































“Без неё невозможно объяснить занятия Дугиным национал-большевизмом, тот факт, что он стал в первой половине 1990-х соратником Эдуарда Лимонова”
Пфф!
Он стал, потому что кураторы приказали. Конкретнее – Коржаков, которому нужно было создать “радикальный”, но контролируемый противовес КПРФ.
Идеи тут вторичны по отношению к политтехнологии.
«Лимонка» так и кипела полемикой и провокациями, но колонка главного редактора, опять-таки под присмотром Дугина, строго придерживалась линии кремлевских консерваторов, которых в ту пору возглавлял телохранитель Ельцина Александр Коржаков, враждовавший с либералами в окружении Ельцина.
Внимательное чтение «Лимонки», по словам ветерана НБП и бывшего приспешника Дугина Аркадия Малера, могло раскрыть глаза: статьи Дугина (он вел раздел «от редакции») были не жестко оппозиционны, а полны нюансов, он хвалил таких кремлевских консерваторов, как Коржаков, одновременно критикуя либеральное лобби в правительстве (особенно Анатолия Чубайса, который проводил приватизацию)[375]. Малер уверен, что Дугин уже тогда работал на кремлевских консерваторов, на фракцию, которую до 1996 года возглавлял Коржаков, а Лимонов не желал иметь с ними ничего общего.
(Чарльз Кловер. Черный ветер, белый снег. Новый рассвет национальной идеи. Москва: Фантом Пресс. 2017)
Поинтересуйтесь, зачем Дугин участвовал в выборах 1995 года. И какая была агитация НБП на выборах 1996 года.
Или отношение к первой Чеченской войне:
Уже во втором номере газеты «Лимонка», вышедшем в декабре 1994 г., когда федеральные войска вошли в Чечню, главным лозунгом был «Да здравствует война!», а в следующем номере «Ур-ра, Грозный взят!».
— это позиция коржаковцев.