Мумия возвращается?
Научно-документальный фильм о мавзолее Ленина, о истории его создания и бытования давно напрашивался, мог бы иметь огромное познавательное значение и имел все шансы оказаться очень интересным. И вот мы получили такой фильм — фильм «Мумия».
И в советское, и в постсоветское время тема мавзолея у нас была фактически табуирована — по разным причинам, но нам ли в России не знать, что совершенно различные причины частенько вызывают одни и те же следствия. Слухов на эту тему всегда было пруд пруди, один причудливей другого. Во времена оны, когда надо было оправдывать развал СССР тем, что только так можно было сбросить уродливую и кровавую власть большевиков, нам, например, из всех утюгов рассказывали, что из-за безграмотных действий тупых коммунистических строителей первый мавзолей вместе с телом вождя затопила канализация, а патриарх Тихон едко заметил по этому поводу «По мощам и елей».
Спасибо авторам фильма за то, что у них хватило то ли осторожности, то ли честности, то ли такта не включать эту байку в свой сценарий. Хладнокровно, исключительно на основе фактов разобраться, какими соображениями руководствовались те, кто уложил мумию вождя посреди столицы, какие точки зрения они высказывали, и какая из них возобладала, и почему — действительно крайне важно, потому что всякое нестандартное, обусловленное не столько реальной ситуацией, сколько ее идеологической интерпретацией действие очень много говорит об особенностях этой идеологии. Порой об этих особенностях больше и узнать-то неоткуда. А уж рассказ о том, как мавзолей строили, где и какой камень для него брали, как останки вождя путешествовали в Тюмень и обратно смотришь и слушаешь, затаив дыхание. Интересно же! Никогда не знал! А теперь знаю!
И поэтому вначале перечислим вкратце основные претензии, какие можно предъявить к фильму «Мумия» как к научно-популярному фильму.
Первое
Cомнительно само название, копирующее название нашумевшего четверть века назад американского боевика. К слову сказать, в 90-х и некоторые российские фантасты отметились произведениями про Ленина с именно тем же названием, и некоторые дописались аж до того, что тело Ленина по ночам вылезает из своей обители и бродит по Москве, ища напиться детской крови; но по широте охвата аудитории этим писаниям не сравниться было, конечно, с продукцией Голливуда.
Не могу поверить, что создатели нынешней «Мумии» не смотрели «Мумии» тогдашней. И вот тут наука разом кончается, и начинается нейролингвистическое программирование. Забегая вперёд, нельзя не сказать, что таким образом между Лениным и норовящим воскреснуть злым древнеегипетским жрецом, с кознями которого на протяжении полутора часов блокбастера борются обаятельные и благородные американцы, еще до начала собственно фильма, с самого заглавия, перекидывается невидимая ассоциативная ниточка. Фильм перестает сообщать информацию, давать знания, и начинает колдовать.
Второе
Будь продукция художественной, будь документальной, в приличном обществе не принято упиваться страданиями и уродствами тяжело больных и умирающих людей. Это непристойно. Все мы в той или иной степени знаем из собственного опыта, как слаба плоть и какие ужасы она может вытворять со своими носителями, до какой степени разложения она еще при жизни может их довести, будь они хоть трижды добры, честны, великодушны и талантливы. И в принципе каждого из нас это ждет, а если чаша сия минет кого-то и небо одарит безмятежной смертью в расцвете сил — это счастье, о котором заранее узнать нельзя и уповать на которое — значит искушать Бога своего. Поэтому давным-давно оказалось как-то само собой принято, что публично демонстрировать чужие предсмертные состояния нельзя. Такое воспринимается как подлость и, говоря языком создателей «Мумии», как бесовская гордыня: вот он на кого похож, а я — другой, я цветок благоуханный. То, что первая часть фильма буквально нашпигована фотографиями Ленина после третьего инсульта, глумливо оживленными к тому же при помощи искусственного интеллекта (вот и нашлось великому достижению достойное применение!), производит крайне неприятное впечатление и говорит о создателях фильма куда больше, чем они сами о себе могли бы сказать.
Третье
Культ не бога, а человека, воздание почти божественных почестей давно умершему смертному — вовсе не извращенное изобретение большевиков. Как историк Китая могу привести в качестве примера, причём примера на редкость положительного, существовавший в Срединной империи на протяжении тысячелетий культ Конфуция. Он имел колоссальное значение доя воспитания кадрового, профессионального чиновничества, которое в Китае оказалось на редкость эффективным и сыграло огромную роль в обеспечении социальной стабильности и исторический преемственности. Вне зависимости от того, какая конкретно династия правила в стране, будь то то даже династии этнически иноплеменные, как монголы или маньчжуры, высшее учебное заведение страны, готовившее профессиональные управленческие кадры, возглавлял чиновник, по-китайски называвшийся цзицзю, то есть в буквальном переводе — возливатель жертвенного вина. Прагматичные европейцы переводят это наименование привычным им словом «ректор», но к организации учебного процесса этот руководитель в сущности не имел отношения, конкретикой занимались его помощники. Обязанности китайского ректора заключались в исполнении регулярных ритуалов, посвященных Конфуцию и его ученикам. Например, весной и осенью, в дни памяти Конфуция, приходившиеся на оба месяца равноденствий, возливатель ставил кубок жертвенного вина перед изображениями Конфуция, его лучшего и любимого ученика Янь Хуэя, а также 72 учеников и 22 ученых древности, первых последователей конфуцианского учения, и осуществлял жертвоприношение, за которым следовала руководимая им долгая многоступенчатая праздничная процедура.
То есть глава учреждения отвечал за одухотворение и психологическое стимулирование учеников, утверждая их в мысли и чувстве, что они не просто конфуцианские тексты зубрят, но приобщаются к вековой мудрости, к предельной внутренней праведности, наводя эмоциональные мосты между монотонно напряженными буднями юных организмов и великой традицией. Воспитанная в единой системе ценностей управленческая элита отличалась редкостной дееспособностью, и нет сомнений, что традиция эта, хоть ритуалов таких уже давно нет, до сих весьма способствует успехам Китая в современном мире. А система ценностей эта была построена на культе человека.
А ну, попробуйте предложить китайцу разрушить для блага страны храм Конфуция в Цюйфу!
Или, как теперь модно стало язвить — «это другое»?
Дальше…
Чем дальше, тем меньше науки и тем больше черной магии.
Как можно в серьезной работе с серьезным видом дважды (дважды за пятнадцать минут!) обыгрывать совпадение одной из транскрипций имени месопотамского бога Ваала с инициалами Ленина!
Был когда-то анекдот, что, мол, слово Камчатка у нас английского происхождения. Мол, первыми достигли тех земель английские промысловики, им очень по вкусу пришлись тамошние крабы и они, чтобы увеличить их добычу, научились их подманивать и подзывать: «Come, chatka, come, chatka!» Вот и прижилось…
На этом уровне нас убеждают в бесовской сущности Ленина.
Привлечены ради той же цели и более серьёзные достижения чернокнижников.
Про то, что мавзолей Ленина — не более, чем зиккурат, я слышу от так называемой демшизы еще со времен перестройки. Еще с тех времен, как ее идеологи тихонько выдвинули программу «Сначала бахнем по Сталину Лениным, а потом по Ленину Плехановым»…
Да хоть горшком назови
Долдонят о термине, и ни слова о реальной архитектуре.
Мавзолей красив.
Он строг и гармоничен. Он невелик, но величав. Он не пышен и не помпезен, но скорбен и тих. Он прекрасно вписался в ансамбль площади и, что греха таить, его даже обогатил, оживив пустое, пустынное пространство между двумя мертвенно параллельными плоскостями долгих стен — Кремлевской и ГУМа. И даже если его создатели и впрямь руководствовались примерами древних культовых построек, то что в этом худого? В конце концов, весь классицизм в архитектуре вырос из античных колоннад, среди которых куролесили паскудные характерами и поступками олимпийские боги — что, под этим предлогом сносить все постройки времен классицизма?
Форма мавзолея выверена тысячелетиями
Какую еще форму могли выбрать для такой постройки ее архитекторы? Поставленный на ребро спичечный коробок типа ООН? Часовенку с золоченым куполом и красной звездой на маковке? Царские хоромы? Барскую усадьбу? Доходный дом?
И даже ступени, по которым якобы полагалось сходить на землю богам-нехристям — это всего лишь совершенно человеческие трибуны для ленинских соратников, которые должны были приветствовать народ от лица умершего вождя, демонстрируя тем самым преемственность власти и то, что они ― последователи, наследники создателя государства. Архитектуру обусловила задача, а не древние магические рецепты. Нынешнее руководство туда не поднимается, и правильно делает. А тогдашние просто обязаны были. Символы бывают не только религиозными. Знамя Победы — это что, религиозный символ? А памятники жертвам репрессий?
Ну, а бредни насчет магической ориентации углов мавзолея и впрямь могут вызвать шок у человека безграмотного, но у грамотного вызывают только смех и желание покрутить пальцем у виска. Почему простые и реальные объяснения нам все время пытаются подменить сложными и высосанными из пальца? Да параллельно Кремлевской стене должна была быть ориентирована задняя сторона квадратного мавзолея, вот и все! А передняя — параллельно стене ГУМа и, соответственно, параллельно движению колонн во время празднеств и торжеств. Иначе вся площадь превратилась бы в архитектурный хаос, а вожди, приветствуя народ, толклись бы на углу постройки! Ну и народ, естественно, видел бы не любимые (не беру это слово в кавычки, потому что для многих тогда они были действительно любимыми, и это отдельная драма) лица, а единственно лишь угол.
Так что совершенно напрасно создатели фильма катались в Египет и Ирак с компасом наперевес. Можно было просто выкупаться как следует в Красном море, в Хургаде, скажем (да не за собственные деньги к тому же), потом сфоткаться, как они и сделали, на фоне пирамид Гизы, и возвращаться в Россию творить нетленку дальше.
Или они готовы нам поведать, что уже и создатель Кремля Фьораванти был масон и еще при Иване III сориентировал Кремль магическим образом, на самой заре российской государственности подложив таким образом свинью будущей сверхдержаве?
А что? Эта версия, по крайней мере, не банальна. Ее еще никто не озвучивал. Сойдет за крупное открытие. Уверен, что, например, герои Верхнего Ларса примут его с восторгом, только Фьораванти у них станет из коварного супостата хитроумным храбрецом. Вроде Одиссея с его деревянной лошадью…
Верить в то, что мавзолей является магическим проводником пагубного влияния Ваала может только тот, кто верит в Ваала. Православный канал пропагандирует черную магию и апеллирует к ней. Дожили.
Теперь о другом
Ох.
Прости, Господи…
Без малого два века назад у Маркса и его последователей по Европе бродил призрак коммунизма. По современной России бродят мумии. Мумия давно почившего монархизма, мумия умершего сталинизма, мумия антисоветизма, сдохшего под забором в «святые девяностые». Но до сих пор находятся люди, пытающиеся гальванизировать эти трупы, и те, как истинные зомби, после каждого очередного электрического разряда так и норовят возобновить свою кровавую жатву. Причем антисоветизм, как самый молодой и бодрый зомби, покамест особенно активен. С его костей, в отличие, скажем, от монархизма еще не отваливаются при малейшей попытке шевельнуться куски отгнившего мяса.
Страна напрягает все силы. В стране масса проблем нынешних, и каждую надо решать срочно и по возможности правильно. Но гальванизаторам все это нипочём. Они, так или иначе попав в деятели культуры и пропаганды, но не имея, видимо, ни малейших полезных мыслей о том, что делать сейчас, в уже имеющихся условиях, на неудержимо ползущем в будущее конце той истории, которая уже случилась и которую не изменить, располагая лишь теми возможностями, которые есть ныне и иных взять негде, — изображают бурную деятельность, раз за разом пытаясь хотя бы на словах, по возможности словах как можно более красивых, что-нибудь в этой истории отменить. А как отменить? Да просто: от души отругать и испачкать. Мол, я-то теперь знаю, чего тогда не надо было делать, так что вот какой я умный и праведный ― не чета тем, кто жил сто лет назад. Мол, если, как из фильма с неудачными сценами, из истории эти сцены вырезать и то ли взамен доснять что-то другое, то ли просто склеить концы, все сразу у нас наладится.
Магическое мышление
По-человечески мне страшно обидно, что огромные усилия, мощный творческий потенциал, сумасшедшее количество рабочих человеко-часов ушло и уходит на вот уже вековую возню с ленинской мумией. Стоит только представить себе, каково персоналу таскать этот человеческий огрызок то в ванну, то из ванны, то снимать с него пиджак, то надевать… Спору нет, целое научное направление выросло из этой возни, но уж очень оно специфично. Столетней давности решение о мумификации вождя я считаю ошибкой и даже более — одной из мин замедленного действия, подведенных тогдашним руководством СССР под наш общий дом, который оно же и построило. И как к большевикам в целом, так и к Ленину в частности у меня есть масса претензий.
Но в то же время как историк, да и просто как человек, который формулу «не судите, да не судимы будете» вычитал не в церковных книгах, а в собственной совести, я прекрасно отдаю себе отчет в том, что они в меру своего разумения в ударном порядке решали тогда сложнейшие проблемы, зародившиеся задолго до появления партии большевиков, копившиеся десятилетиями; проблемы, которые до них никто и решать-то всерьез не пытался, а решения, скажем, Временного правительства эти проблемы лишь усугубляли. И потому не могли не рубить с плеча и не совершать ошибок. Плясать с бубнами сейчас на этих тогдашних, все равно уже сделанных ошибках — это все равно, что отдирать кровавые бинты с незаживших ран, ломать заново едва сросшиеся кости…
Вот, скажем, сто раз уже цитировавшаяся и во времена пресловутой перестройки, и в пору Ельцинского запрета на компартию (было ведь уже, было! помогло?) ленинская записка насчет возможно большего расстрела попов. Ужас? Конечно, ужас.
И что? Если эту записку процитировать в сто первый раз, расстрелянные оживут?
Ужас гражданской войны в том, что нет войн более жестоких и кровавых, чем гражданские. Потому что в гражданских войнах нет мирного населения. Непременно кто-то за белых, а кто-то за красных. А кто-то за зеленых. А кто-то хочет, как батька Ангел из некогда знаменитого советского телесериала, бить белых, пока не покраснеют, и бить красных, пока не побелеют. И даже самый беспринципный приспособленец, которому все равно, белые ли правят, красные ли, лишь бы жить посытнее, всегда может ошибиться, выбрать не ту сторону, лизнуть не тот зад и в итоге оказаться то ли в колчаковском, то ли в большевицком расстрельном рву. Гражданская война — любая гражданская война, и при Кромвеле, и при Робеспьере, и при Аврааме Линкольне — это адская жестокость на адскую жестокость. Кстати, именно просвещённая Европа дала большевикам пример и опыт убийства венценосных детей ― странноватая кончина дофина и расстрел герцога Энгиенского в рамках ценностей гражданской войны суть суровая неизбежность, потому что нельзя оставлять противникам такой символ и такой соблазн — прямого законного наследника престола. Когда колесо завертелось, нелепо думать, что оно для кого-то может делать исключения. Что кто-то имеет возможность его то притормаживать, то опять запускать на полный ход. Виновны не столько те, кто являет миру жестокость в гражданских войнах, сколько те, кто такие войны провоцирует.
Не в прошлом. В прошлом она уже была и все ее последствия мы расхлебали сполна. Сейчас
Вот сидит юный, красивый, ухоженный святой отец и глубокомысленно рассуждает: «Я позволю себе сказать резче: мавзолей должен быть разрушен. …Власти не хотят вносить рознь в общество, но я бы полагал, что такой большой розни не будет. Полагаю, что значимость тех, кто религиозно относится к мавзолею… численная значимость их в нашем обществе завышена». То есть, говоря попросту, мало людей выйдет мавзолей защищать, если власть решит его снести, а если и выйдут, то это все равно человеческий мусор, значимость коего близится к нулю.
Он полагает!
А если не так?
Большевики тоже многое полагали в свое время!
Прямо уж так святому отцу мешает своими бесовскими эманациями мавзолей, что святой отец кушать не может. Других проблем у святого отца нет, только мавзолей один остался, а все остальное уже хорошо.
Давно на Москве ОМОН толп не разгонял? Надо подновить впечатления?
Причем на сей раз вязать и кидать в автозаки придется не возомнивших себя судьями всего и вся юнцов и юниц навальновского помета, а стариков, ветеранов, тех, кто строил БАМ и КАМАЗ, ледокол «Советский Союз» и ракетоплан «Буран», тех, кто воевал с душманами в Афганистане и с басаевцами в Чечне, тех, собственно, кто создал святому отцу возможность тихого безбедного существования…
Он потом ответит за свои слова?
Да нет. Про его слова, как и про него самого, уже никто и не вспомнит. Где высокомерная болтовня под камеру и где уличный мордобой с прицельными выстрелами петард, коктейлями Молотова, сломанными челюстями, выжженными глазами и плотоядно, как кровососущие уэллсовские марсиане, ухающими от удовольствия иностранными журналистами и телеоператорами…
То, что Ленин когда-то натворил, все равно уже не изменить. Не отменить. Не аннулировать. Дела давно минувших дней.
А что делает Ленин сейчас? И что делают с Лениным сейчас?
Уже одно то, что у памятника Ленину в последние дни, когда еще можно было сохранить мир на Украине, собирались харьковчане, стоявшие за единство с Россией, уже одно то, что свою нынешнюю фашизацию бывшие братские республики называют исключительно декоммунизацией должно было бы насторожить и призвать к осторожности в обращении со столь актуальным (несмотря на то, что сам Ленин давно умер) материалом. И уж всяко не повторять то, что долдонили нам в свое время те, кто развалил нашу страну и то, что ныне на все лады поют потомки и духовные наследники бандеровцев и лесных братьев.
Если бы я хотел гальванизировать мумию сталинизма, я не удержался бы сейчас от какого-нибудь замаскированного, но явного обвинения, вроде как бы вопроса: а почему это по центральному каналу в качестве то научной истины, то высшей и уже давно назревшей справедливости нам слово в слово преподносят вражескую пропаганду?
Но я не хочу — и не буду.
Мне ближе позиция Нарочницкой. Господь сам управит, когда сочтет нужным.
Впрочем, возможно, все еще интереснее. Возможно, ни мавзолей, ни даже Ленин тут вообще не при чем.
Говорят: устами младенца глаголет истина. Младенцев у меня давно уже нет, ибо не только я старюсь, но и близкие мои, увы, тоже. Однако любимая супруга по мудрости своей порой не уступает даже самому розовому и пухлощекому младенцу. Наверное, Дума снова какую-нибудь подлянку готовит, сказала она. Повышение налогов, увеличение пенсионного возраста или отнять что-нибудь… Вот и вбросили опять про мавзолей. Пусть, дескать, народ лучше из-за Ленина в сотый раз переругается…
Не исключено.
Редакционный комментарий
Документальный фильм «Мумия», показанный по телеканалу «Спас», вновь расколол патриотическое сообщество, столкнув в жестком споре «красных» и «белых», сторонников Ленина и поклонников Николая II. Мы попросили замечательного историка, писателя и публициста Вячеслава Михайловича Рыбакова поделиться своими впечатлениями от этого фильма, учитывая, что в свое время именно его тексты стали катализатором этого спора на нашем ресурсе. И, в целом, нам было интересно мнение Вячеслава Михайловича, как мудрого и рассудительного человека – те качества, которые мы особенно ценим в наших авторах.
Обсуждение
Пишите нам свое мнение о прочитанном материале. Во избежание конфликтов offtopic все сообщения от читателей проходят обязательную премодерацию. Наиболее интересные и продвигающие комментарии будут опубликованы здесь. Приветствуется аргументированная критика. Сообщения: «Дурак!» – «Сам дурак!» к публикации не допускаются.
Без модерации вы можете комментировать в нашем Телеграм-канале, а также в сообществе Русская Истина в ВК. Добро пожаловать!
Также Вы можете присылать нам свое развернутое мнение в виде статьи или поста в блоге.
Чувствуете в себе силы, мысль бьет ключом? Становитесь нашим автором!






























