Автор Опубликовано: 03.07.2025Просмотры: 3310

Мумия возвращается?

Научно-документальный фильм о мавзолее Ленина, о истории его создания и бытования давно напрашивался, мог бы иметь огромное познавательное значение и имел все шансы оказаться очень интересным. И вот мы получили такой фильм — фильм «Мумия».

И в советское, и в постсоветское время тема мавзолея у нас была фактически табуирована — по разным причинам, но нам ли в России не знать, что совершенно различные причины частенько вызывают одни и те же следствия. Слухов на эту тему всегда было пруд пруди, один причудливей другого. Во времена оны, когда надо было оправдывать развал СССР тем, что только так можно было сбросить уродливую и кровавую власть большевиков, нам, например, из всех утюгов рассказывали, что из-за безграмотных действий тупых коммунистических строителей первый мавзолей вместе с телом вождя затопила канализация, а патриарх Тихон едко заметил по этому поводу «По мощам и елей».

Спасибо авторам фильма за то, что у них хватило то ли осторожности, то ли честности, то ли такта не включать эту байку в свой сценарий. Хладнокровно, исключительно на основе фактов разобраться, какими соображениями руководствовались те, кто уложил мумию вождя посреди столицы, какие точки зрения они высказывали, и какая из них возобладала, и почему — действительно крайне важно, потому что всякое нестандартное, обусловленное не столько реальной ситуацией, сколько ее идеологической интерпретацией действие очень много говорит об особенностях этой идеологии. Порой об этих особенностях больше и узнать-то неоткуда. А уж рассказ о том, как мавзолей строили, где и какой камень для него брали, как останки вождя путешествовали в Тюмень и обратно смотришь и слушаешь, затаив дыхание. Интересно же! Никогда не знал! А теперь знаю!

И поэтому вначале перечислим вкратце основные претензии, какие можно предъявить к фильму «Мумия» как к научно-популярному фильму.

Первое

Cомнительно само название, копирующее название нашумевшего четверть века назад американского боевика. К слову сказать, в 90-х и некоторые российские фантасты отметились произведениями про Ленина с именно тем же названием, и некоторые дописались аж до того, что тело Ленина по ночам вылезает из своей обители и бродит по Москве, ища напиться детской крови; но по широте охвата аудитории этим писаниям не сравниться было, конечно, с продукцией Голливуда.

Не могу поверить, что создатели нынешней «Мумии» не смотрели «Мумии» тогдашней. И вот тут наука разом кончается, и начинается нейролингвистическое программирование. Забегая вперёд, нельзя не сказать, что таким образом между Лениным и норовящим воскреснуть злым древнеегипетским жрецом, с кознями которого на протяжении полутора часов блокбастера борются обаятельные и благородные американцы, еще до начала собственно фильма, с самого заглавия, перекидывается невидимая ассоциативная ниточка. Фильм перестает сообщать информацию, давать знания, и начинает колдовать.

Второе

Будь продукция художественной, будь документальной, в приличном обществе не принято упиваться страданиями и уродствами тяжело больных и умирающих людей. Это непристойно. Все мы в той или иной степени знаем из собственного опыта, как слаба плоть и какие ужасы она может вытворять со своими носителями, до какой степени разложения она еще при жизни может их довести, будь они хоть трижды добры, честны, великодушны и талантливы. И в принципе каждого из нас это ждет, а если чаша сия минет кого-то и небо одарит безмятежной смертью в расцвете сил — это счастье, о котором заранее узнать нельзя и уповать на которое — значит искушать Бога своего. Поэтому давным-давно оказалось как-то само собой принято, что публично демонстрировать чужие предсмертные состояния нельзя. Такое воспринимается как подлость и, говоря языком создателей «Мумии», как бесовская гордыня: вот он на кого похож, а я — другой, я цветок благоуханный. То, что первая часть фильма буквально нашпигована фотографиями Ленина после третьего инсульта, глумливо оживленными к тому же при помощи искусственного интеллекта (вот и нашлось великому достижению достойное применение!), производит крайне неприятное впечатление и говорит о создателях фильма куда больше, чем они сами о себе могли бы сказать.

Третье

Культ не бога, а человека, воздание почти божественных почестей давно умершему смертному — вовсе не извращенное изобретение большевиков. Как историк Китая могу привести в качестве примера, причём примера на редкость положительного, существовавший в Срединной империи на протяжении тысячелетий культ Конфуция. Он имел колоссальное значение доя воспитания кадрового, профессионального чиновничества, которое в Китае оказалось на редкость эффективным и сыграло огромную роль в обеспечении социальной стабильности и исторический преемственности. Вне зависимости от того, какая конкретно династия правила в стране, будь то то даже династии этнически иноплеменные, как монголы или маньчжуры, высшее учебное заведение страны, готовившее профессиональные управленческие кадры, возглавлял чиновник, по-китайски называвшийся цзицзю, то есть в буквальном переводе — возливатель жертвенного вина. Прагматичные европейцы переводят это наименование привычным им словом «ректор», но к организации учебного процесса этот руководитель в сущности не имел отношения, конкретикой занимались его помощники. Обязанности китайского ректора заключались в исполнении регулярных ритуалов, посвященных Конфуцию и его ученикам. Например, весной и осенью, в дни памяти Конфуция, приходившиеся на оба месяца равноденствий, возливатель ставил кубок жертвенного вина перед изображениями Конфуция, его лучшего и любимого ученика Янь Хуэя, а также 72 учеников и 22 ученых древности, первых последователей конфуцианского учения, и осуществлял жертвоприношение, за которым следовала руководимая им долгая многоступенчатая праздничная процедура.

То есть глава учреждения отвечал за одухотворение и психологическое стимулирование учеников, утверждая их в мысли и чувстве, что они не просто конфуцианские тексты зубрят, но приобщаются к вековой мудрости, к предельной внутренней праведности, наводя эмоциональные мосты между монотонно напряженными буднями юных организмов и великой традицией. Воспитанная в единой системе ценностей управленческая элита отличалась редкостной дееспособностью, и нет сомнений, что традиция эта, хоть ритуалов таких уже давно нет, до сих весьма способствует успехам Китая в современном мире. А система ценностей эта была построена на культе человека.

А ну, попробуйте предложить китайцу разрушить для блага страны храм Конфуция в Цюйфу!

Или, как теперь модно стало язвить — «это другое»?

Дальше…

Чем дальше, тем меньше науки и тем больше черной магии.

Как можно в серьезной работе с серьезным видом дважды (дважды за пятнадцать минут!) обыгрывать совпадение одной из транскрипций имени месопотамского бога Ваала с инициалами Ленина!

Был когда-то анекдот, что, мол, слово Камчатка у нас английского происхождения. Мол, первыми достигли тех земель английские промысловики, им очень по вкусу пришлись тамошние крабы и они, чтобы увеличить их добычу, научились их подманивать и подзывать: «Come, chatka, come, chatka!» Вот и прижилось…

На этом уровне нас убеждают в бесовской сущности Ленина.

Привлечены ради той же цели и более серьёзные достижения чернокнижников.

Про то, что мавзолей Ленина — не более, чем зиккурат, я слышу от так называемой демшизы еще со времен перестройки. Еще с тех времен, как ее идеологи тихонько выдвинули программу «Сначала бахнем по Сталину Лениным, а потом по Ленину Плехановым»…

Да хоть горшком назови

Долдонят о термине, и ни слова о реальной архитектуре.

Мавзолей красив.

Он строг и гармоничен. Он невелик, но величав. Он не пышен и не помпезен, но скорбен и тих. Он прекрасно вписался в ансамбль площади и, что греха таить, его даже обогатил, оживив пустое, пустынное пространство между двумя мертвенно параллельными плоскостями долгих стен — Кремлевской и ГУМа. И даже если его создатели и впрямь руководствовались примерами древних культовых построек, то что в этом худого? В конце концов, весь классицизм в архитектуре вырос из античных колоннад, среди которых куролесили паскудные характерами и поступками олимпийские боги — что, под этим предлогом сносить все постройки времен классицизма?

Форма мавзолея выверена тысячелетиями

Какую еще форму могли выбрать для такой постройки ее архитекторы? Поставленный на ребро спичечный коробок типа ООН? Часовенку с золоченым куполом и красной звездой на маковке? Царские хоромы? Барскую усадьбу? Доходный дом?

И даже ступени, по которым якобы полагалось сходить на землю богам-нехристям — это всего лишь совершенно человеческие трибуны для ленинских соратников, которые должны были приветствовать народ от лица умершего вождя, демонстрируя тем самым преемственность власти и то, что они ― последователи, наследники создателя государства. Архитектуру обусловила задача, а не древние магические рецепты. Нынешнее руководство туда не поднимается, и правильно делает. А тогдашние просто обязаны были. Символы бывают не только религиозными. Знамя Победы — это что, религиозный символ? А памятники жертвам репрессий?

Ну, а бредни насчет магической ориентации углов мавзолея и впрямь могут вызвать шок у человека безграмотного, но у грамотного вызывают только смех и желание покрутить пальцем у виска. Почему простые и реальные объяснения нам все время пытаются подменить сложными и высосанными из пальца? Да параллельно Кремлевской стене должна была быть ориентирована задняя сторона квадратного мавзолея, вот и все! А передняя — параллельно стене ГУМа и, соответственно, параллельно движению колонн во время празднеств и торжеств. Иначе вся площадь превратилась бы в архитектурный хаос, а вожди, приветствуя народ, толклись бы на углу постройки! Ну и народ, естественно, видел бы не любимые (не беру это слово в кавычки, потому что для многих тогда они были действительно любимыми, и это отдельная драма) лица, а единственно лишь угол.

Так что совершенно напрасно создатели фильма катались в Египет и Ирак с компасом наперевес. Можно было просто выкупаться как следует в Красном море, в Хургаде, скажем (да не за собственные деньги к тому же), потом сфоткаться, как они и сделали, на фоне пирамид Гизы, и возвращаться в Россию творить нетленку дальше.

Или они готовы нам поведать, что уже и создатель Кремля Фьораванти был масон и еще при Иване III сориентировал Кремль магическим образом, на самой заре российской государственности подложив таким образом свинью будущей сверхдержаве?

А что? Эта версия, по крайней мере, не банальна. Ее еще никто не озвучивал. Сойдет за крупное открытие. Уверен, что, например, герои Верхнего Ларса примут его с восторгом, только Фьораванти у них станет из коварного супостата хитроумным храбрецом. Вроде Одиссея с его деревянной лошадью…

Верить в то, что мавзолей является магическим проводником пагубного влияния Ваала может только тот, кто верит в Ваала. Православный канал пропагандирует черную магию и апеллирует к ней. Дожили.

Теперь о другом

Ох.

Прости, Господи…

Без малого два века назад у Маркса и его последователей по Европе бродил призрак коммунизма. По современной России бродят мумии. Мумия давно почившего монархизма, мумия умершего сталинизма, мумия антисоветизма, сдохшего под забором в «святые девяностые». Но до сих пор находятся люди, пытающиеся гальванизировать эти трупы, и те, как истинные зомби, после каждого очередного электрического разряда так и норовят возобновить свою кровавую жатву. Причем антисоветизм, как самый молодой и бодрый зомби, покамест особенно активен. С его костей, в отличие, скажем, от монархизма еще не отваливаются при малейшей попытке шевельнуться куски отгнившего мяса.

Страна напрягает все силы. В стране масса проблем нынешних, и каждую надо решать срочно и по возможности правильно. Но гальванизаторам все это нипочём. Они, так или иначе попав в деятели культуры и пропаганды, но не имея, видимо, ни малейших полезных мыслей о том, что делать сейчас, в уже имеющихся условиях, на неудержимо ползущем в будущее конце той истории, которая уже случилась и которую не изменить, располагая лишь теми возможностями, которые есть ныне и иных взять негде, — изображают бурную деятельность, раз за разом пытаясь хотя бы на словах, по возможности словах как можно более красивых, что-нибудь в этой истории отменить. А как отменить? Да просто: от души отругать и испачкать. Мол, я-то теперь знаю, чего тогда не надо было делать, так что вот какой я умный и праведный ― не чета тем, кто жил сто лет назад. Мол, если, как из фильма с неудачными сценами, из истории эти сцены вырезать и то ли взамен доснять что-то другое, то ли просто склеить концы, все сразу у нас наладится.

Магическое мышление

По-человечески мне страшно обидно, что огромные усилия, мощный творческий потенциал, сумасшедшее количество рабочих человеко-часов ушло и уходит на вот уже вековую возню с ленинской мумией. Стоит только представить себе, каково персоналу таскать этот человеческий огрызок то в ванну, то из ванны, то снимать с него пиджак, то надевать… Спору нет, целое научное направление выросло из этой возни, но уж очень оно специфично. Столетней давности решение о мумификации вождя я считаю ошибкой и даже более — одной из мин замедленного действия, подведенных тогдашним руководством СССР под наш общий дом, который оно же и построило. И как к большевикам в целом, так и к Ленину в частности у меня есть масса претензий.

Но в то же время как историк, да и просто как человек, который формулу «не судите, да не судимы будете» вычитал не в церковных книгах, а в собственной совести, я прекрасно отдаю себе отчет в том, что они в меру своего разумения в ударном порядке решали тогда сложнейшие проблемы, зародившиеся задолго до появления партии большевиков, копившиеся десятилетиями; проблемы, которые до них никто и решать-то всерьез не пытался, а решения, скажем, Временного правительства эти проблемы лишь усугубляли. И потому не могли не рубить с плеча и не совершать ошибок. Плясать с бубнами сейчас на этих тогдашних, все равно уже сделанных ошибках — это все равно, что отдирать кровавые бинты с незаживших ран, ломать заново едва сросшиеся кости…

Вот, скажем, сто раз уже цитировавшаяся и во времена пресловутой перестройки, и в пору Ельцинского запрета на компартию (было ведь уже, было! помогло?) ленинская записка насчет возможно большего расстрела попов. Ужас? Конечно, ужас.

И что? Если эту записку процитировать в сто первый раз, расстрелянные оживут?

Ужас гражданской войны в том, что нет войн более жестоких и кровавых, чем гражданские. Потому что в гражданских войнах нет мирного населения. Непременно кто-то за белых, а кто-то за красных. А кто-то за зеленых. А кто-то хочет, как батька Ангел из некогда знаменитого советского телесериала, бить белых, пока не покраснеют, и бить красных, пока не побелеют. И даже самый беспринципный приспособленец, которому все равно, белые ли правят, красные ли, лишь бы жить посытнее, всегда может ошибиться, выбрать не ту сторону, лизнуть не тот зад и в итоге оказаться то ли в колчаковском, то ли в большевицком расстрельном рву. Гражданская война — любая гражданская война, и при Кромвеле, и при Робеспьере, и при Аврааме Линкольне — это адская жестокость на адскую жестокость. Кстати, именно просвещённая Европа дала большевикам пример и опыт убийства венценосных детей ― странноватая кончина дофина и расстрел герцога Энгиенского в рамках ценностей гражданской войны суть суровая неизбежность, потому что нельзя оставлять противникам такой символ и такой соблазн — прямого законного наследника престола. Когда колесо завертелось, нелепо думать, что оно для кого-то может делать исключения. Что кто-то имеет возможность его то притормаживать, то опять запускать на полный ход. Виновны не столько те, кто являет миру жестокость в гражданских войнах, сколько те, кто такие войны провоцирует.

Не в прошлом. В прошлом она уже была и все ее последствия мы расхлебали сполна. Сейчас

Вот сидит юный, красивый, ухоженный святой отец и глубокомысленно рассуждает: «Я позволю себе сказать резче: мавзолей должен быть разрушен. …Власти не хотят вносить рознь в общество, но я бы полагал, что такой большой розни не будет. Полагаю, что значимость тех, кто религиозно относится к мавзолею… численная значимость их в нашем обществе завышена». То есть, говоря попросту, мало людей выйдет мавзолей защищать, если власть решит его снести, а если и выйдут, то это все равно человеческий мусор, значимость коего близится к нулю.

Он полагает!

А если не так?

Большевики тоже многое полагали в свое время!

Прямо уж так святому отцу мешает своими бесовскими эманациями мавзолей, что святой отец кушать не может. Других проблем у святого отца нет, только мавзолей один остался, а все остальное уже хорошо.

Давно на Москве ОМОН толп не разгонял? Надо подновить впечатления?

Причем на сей раз вязать и кидать в автозаки придется не возомнивших себя судьями всего и вся юнцов и юниц навальновского помета, а стариков, ветеранов, тех, кто строил БАМ и КАМАЗ, ледокол «Советский Союз» и ракетоплан «Буран», тех, кто воевал с душманами в Афганистане и с басаевцами в Чечне, тех, собственно, кто создал святому отцу возможность тихого безбедного существования…

Он потом ответит за свои слова?

Да нет. Про его слова, как и про него самого, уже никто и не вспомнит. Где высокомерная болтовня под камеру и где уличный мордобой с прицельными выстрелами петард, коктейлями Молотова, сломанными челюстями, выжженными глазами и плотоядно, как кровососущие уэллсовские марсиане, ухающими от удовольствия иностранными журналистами и телеоператорами…

То, что Ленин когда-то натворил, все равно уже не изменить. Не отменить. Не аннулировать. Дела давно минувших дней.

А что делает Ленин сейчас? И что делают с Лениным сейчас?

Уже одно то, что у памятника Ленину в последние дни, когда еще можно было сохранить мир на Украине, собирались харьковчане, стоявшие за единство с Россией, уже одно то, что свою нынешнюю фашизацию бывшие братские республики называют исключительно декоммунизацией должно было бы насторожить и призвать к осторожности в обращении со столь актуальным (несмотря на то, что сам Ленин давно умер) материалом. И уж всяко не повторять то, что долдонили нам в свое время те, кто развалил нашу страну и то, что ныне на все лады поют потомки и духовные наследники бандеровцев и лесных братьев.

Если бы я хотел гальванизировать мумию сталинизма, я не удержался бы сейчас от какого-нибудь замаскированного, но явного обвинения, вроде как бы вопроса: а почему это по центральному каналу в качестве то научной истины, то высшей и уже давно назревшей справедливости нам слово в слово преподносят вражескую пропаганду?

Но я не хочу — и не буду.

Мне ближе позиция Нарочницкой. Господь сам управит, когда сочтет нужным.

Впрочем, возможно, все еще интереснее. Возможно, ни мавзолей, ни даже Ленин тут вообще не при чем.

Говорят: устами младенца глаголет истина. Младенцев у меня давно уже нет, ибо не только я старюсь, но и близкие мои, увы, тоже. Однако любимая супруга по мудрости своей порой не уступает даже самому розовому и пухлощекому младенцу. Наверное, Дума снова какую-нибудь подлянку готовит, сказала она. Повышение налогов, увеличение пенсионного возраста или отнять что-нибудь… Вот и вбросили опять про мавзолей. Пусть, дескать, народ лучше из-за Ленина в сотый раз переругается…

Не исключено.

Редакционный комментарий

Документальный фильм «Мумия», показанный по телеканалу «Спас», вновь расколол патриотическое сообщество, столкнув в жестком споре «красных» и «белых», сторонников Ленина и поклонников Николая II. Мы попросили замечательного историка, писателя и публициста Вячеслава Михайловича Рыбакова поделиться своими впечатлениями от этого фильма, учитывая, что в свое время именно его тексты стали катализатором этого спора на нашем ресурсе. И, в целом, нам было интересно мнение Вячеслава Михайловича, как мудрого и рассудительного человека – те качества, которые мы особенно ценим в наших авторах.

Обсуждение

Доктор исторических наук. Ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института восточных рукописей РАН, специалист по средневековому Китаю

Пишите нам свое мнение о прочитанном материале. Во избежание конфликтов offtopic все сообщения от читателей проходят обязательную премодерацию. Наиболее интересные и продвигающие комментарии будут опубликованы здесь. Приветствуется аргументированная критика. Сообщения: «Дурак!» – «Сам дурак!» к публикации не допускаются.

Без модерации вы можете комментировать в нашем Телеграм-канале, а также в сообществе Русская Истина в ВК. Добро пожаловать!

Также Вы можете присылать нам свое развернутое мнение в виде статьи или поста в блоге.

Чувствуете в себе силы, мысль бьет ключом? Становитесь нашим автором!

13 комментариев

  1. Александр Зарезин 03.07.2025 at 21:56 - Reply

    Все верно сказано в статье, на мой взгляд.

  2. Олег 04.07.2025 at 02:05 - Reply

    “…ни даже Ленин тут вообще не при чем.”

    Ошибочку поправьте в девятой строке снизу.

  3. Валентина Лунева. переводчик, преподаватель французского языка. 04.07.2025 at 02:41 - Reply

    Умница!!!!!!!!!!!!

  4. Виктор Кочуров 04.07.2025 at 02:43 - Reply

    не убедительно. Ленин – не Конфуций, отнюдь.
    Подхоронить Ленина на Волковском, к матери, убрать мавзолей с площади как, пусть формальную, но причину длящегося в стране раскола.
    Можно, как вариант, перенести мавзолей вместе с содержимым опять же, на Волковском кладбище в СПб, там близ могилы матери вождя полно ещё места, пусть покоится в городе, почти столетие носившего его имя

  5. Валентина Лунева. переводчик, преподаватель французского языка. 04.07.2025 at 02:48 - Reply

    Думаю, что дело не в Мавзолее и не в захоронении Ленина,а совсем в другом.
    Церковь рвется к власи над людьми. Да, не менее 1/4 населения Планеты Земля имеют магический тип мышления и очень легко поддаются внушению, особенно, когда это магическое , религиозное восприятие действительности основывается на том, чего никто никогда не видел и не слышал, но ХОТЕЛОСЬ бы, чтобы “оно” было…
    При этjм жрецы религий оказываются непонятно почему в привилегированном положении по сравнению с “обычными” людьми и вот тут-то всё и начинается… Старо как мир. Sapienti sat.

    • Сергей 10.07.2025 at 13:06 - Reply

      Не согласен с вами. Со времён Петра Первого с его Священным Синодом Церковь в России полностью подконтрольна и лояльна власти. Церковь рядом, ВОЗЛЕ власти (у неё своё место в ИХ системе)… Понимаете меня ? Кто-то (из власти) дал разрешение (“дал добро”, отмашку, санкцию) на опубликование такого откровенно провакационного мвтериала. В такое опасное время для нашей страны вносится раскол, смута, ненависть в головы людей(процесс уже пошёл)… Зачем – вот вопрос…

  6. Ермолаев 06.07.2025 at 14:37 - Reply

    Мудрый и обстоятельный анализ. Спасибо Вячеславу Михайловичу.

  7. Наблюдатель 07.07.2025 at 11:36 - Reply

    В данном случае Госдума ни при чём.
    Тут мы имеем идеологический удар со стороны группы Малофеева. Этот фильм “Мумия” очевидно заранее готовился к ожидаемому этой группой “пис дил” с “нашим консервативным” Трампом, и должен был бы “идейно” подготовить усилиние властных позиций этой группировки.
    Но поскольку обещанный “пис дил” пока не получается, то удар малофеевцев получился “в молоко”.
    Личный визит Кириенко на XIX съезд КПРФ 5 июля тому подтверждение.

  8. Семёнов Сергей Николаевич 07.07.2025 at 23:02 - Reply

    Поразительно глупая или провокационная акция — сеять раскол в такое сложное время. Результат — многие люди патриотических взглядов перестанут воспринимать «правых» патриотов как «своих», уже начались переругивание ( а может быть и хуже — это непонятно «Спасу» и его спонсорам — или они хотят новых гражданских конфликтов!? ) межу патриотами разных позиций. Хочется кому то или нет — но Ленин —;один из величайших деятелей мировой истории из России ( мягко сказано, полагаю, что величайший ) , как не относится к его роли в истории. В 2000-е начал складываться вариант общего признания и величия и трагизма ВСЕХ этапов нашей истории. — и опять начинают раздирать старые раны. Я бы этот фильм запретил, причём не из идеологии, а из соображений государственной безопасности. Но этого, разумеется, не будет, а вот вражда в обществе уже начинает разгораться.

  9. ПашаМ 08.07.2025 at 19:45 - Reply

    Можно ещё столицу в Ленинград перенести. И тогда не будет кладбища в центре.

  10. Сергей 10.07.2025 at 11:36 - Reply

    Полностью согласен с вами. А вот кому это нужно и зачем… Я все же думаю, что что-то там придумала наша властушка любимая… Просто так такая инфа, однозначно сеящая раскол и ненависть между людьми (с различными взглядами) не могла появиться… Всё в духе нашего византизма современного (российского розлива). Впрочем, наверное, скоро узнаем?

  11. avenue17 11.08.2025 at 14:13 - Reply

    По моему тема весьма интересна. Предлагаю всем активнее принять участие в обсуждении.

  12. https://sparesbosch.ru 03.10.2025 at 11:33 - Reply

    Хорошая статья, буквально недавно углублялся по этому направлению.

Оставьте комментарий

Читайте еще: